понедельник, 13 октября 2014 г.

Особенности речевого развития ребенка, поступающего в первый класс

(Эта статья адресована родителям будущих первоклассников).
 Процесс усвоения письменной  речи в школе находится в прямой зависимости от дошкольной речевой подготовки. На что же должны обратить внимание родители ребёнка поступающего в первый класс?
Этапы нормального развития. 5 - 6 год жизни.
5 лет.
  На 5 году жизни речь ребенка становится разнообразнее, богаче, правильнее. Активный словарь достигает 3000 слов. Свои ответы дети строят из 2-х, 3-х, 4-х и более фраз. В речи преобладают сложные предложения разных видов. При пересказе дети используют прямую и косвенную речь. Самостоятельно могут составить рассказ о событиях из личного опыта, по сюжету. По сюжету картинки могут составить концовку, пересказать небольшие литературные произведения. 
На 5 году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков.
        К концу 5 года отметьте для себя следующее:
Может ли ребенок последовательно без пропусков рассказать о событии,
в котором он принимал участие.
Может ли ваш ребенок описать свою любимую игрушку, пересказать
близко к тексту с интонацией небольшой рассказ.
Какие трудности ребенок испытывает в звукопроизношении?
Пропускает ли свистящие, шипящие, соноры (р, л), если нет, то какие
звуковые замены допускает?
Умеет ли определить место и последовательность звуков в словах.
Умеет ли ребенок пользоваться своим голосовым аппаратом. Может ли 
говорить громко, тихо, шепотом в необходимых ситуациях.
6 лет. 
К 6 годам устная речь детей почти не отличается от речи взрослых. К этому возрасту ребенок, как правило, имеет богатый словарный запас.
К 6-7 году ребенок успешно овладевает грамматическим строем речи, но еще могут  отмечаться единичные ошибки:
затруднения в употреблении  множественного числа существительных в родительном  падеже (много карандашей, деревьев, капусты - карандашов, дерев, капуст ).
Затруднения в образовании притяжательных  прилагательных (голова собакина, перо воронячье, вылез из шкафа вместо из-под шкафа, и др.)
Затруднения в употреблении предложно-падежных конструкций.
К 6 годам почти полностью формируется произносительная сторона речи, дети уже правильно произносят все звуки родного языка. Исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, а так же звуков [р] - [рь], [л] - [ль]. В этом возрасте ребенок может, по необходимости, изменять как громкость речи, так и ее темп, использовать в полной мере интонационные средства выразительности.
К концу 6 годов отметьте для себя следующее:
Ребенок должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Ребенок легко и с радостью произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово. Затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки.
Может ли ребенок  пересказать небольшой рассказ, составить по плану или по образцу рассказ из личного опыта, описательный рассказ о предмете, рассказ по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.
Проверьте, может ли ваш ребенок последовательно и кратко излагать свои мысли как при выполнении заданий по просьбе взрослого, так и в повседневной обычной речи.
Проверьте, свойственны ли речи вашего ребенка  грамматические ошибки. Если ошибки допускает, то выявите характер ошибок.
Проверьте, имеет ли ребенок нарушения в звукопроизношении. Если имеет, отметьте для себя, какие (отсутствие звуков речи, смешение звуков либо звуки звучат изолировано чисто, а ребенок не использует их в обиходной речи)В норме, у ребенка к 4-5 годам устанавливается правильное звукопроизношение, и если к этому возрасту не удалось скорректировать звукопроизношение по подражанию, то следует обратиться к логопеду.
Помните, что своевременное обращение к логопеду поможет Вашему ребенку избежать многих трудностей не только в школе, но и в дальнейшей жизни!

Комментариев нет:

Отправить комментарий