(Эта статья адресована родителям будущих первоклассников).
Процесс усвоения письменной речи в школе находится в прямой зависимости от дошкольной речевой подготовки. На что же должны обратить внимание родители ребёнка поступающего в первый класс?
Процесс усвоения письменной речи в школе находится в прямой зависимости от дошкольной речевой подготовки. На что же должны обратить внимание родители ребёнка поступающего в первый класс?
Этапы нормального развития. 5 - 6 год жизни.
5 лет.
На 5 году жизни речь ребенка становится разнообразнее, богаче, правильнее. Активный словарь достигает 3000 слов. Свои ответы дети строят из 2-х, 3-х, 4-х и более фраз. В речи преобладают сложные предложения разных видов. При пересказе дети используют прямую и косвенную речь. Самостоятельно могут составить рассказ о событиях из личного опыта, по сюжету. По сюжету картинки могут составить концовку, пересказать небольшие литературные произведения.
На 5 году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков.
К концу 5 года отметьте для себя следующее:
• Может ли ребенок последовательно без пропусков рассказать о событии,
в котором он принимал участие.
• Может ли ваш ребенок описать свою любимую игрушку, пересказать
близко к тексту с интонацией небольшой рассказ.
• Какие трудности ребенок испытывает в звукопроизношении?
Пропускает ли свистящие, шипящие, соноры (р, л), если нет, то какие
звуковые замены допускает?
• Умеет ли определить место и последовательность звуков в словах.
• Умеет ли ребенок пользоваться своим голосовым аппаратом. Может ли
говорить громко, тихо, шепотом в необходимых ситуациях.
6 лет.
К 6 годам устная речь детей почти не отличается от речи взрослых. К этому возрасту ребенок, как правило, имеет богатый словарный запас.
К 6-7 году ребенок успешно овладевает грамматическим строем речи, но еще могут отмечаться единичные ошибки:
• затруднения в употреблении множественного числа существительных в родительном падеже (много карандашей, деревьев, капусты - карандашов, дерев, капуст ).
• Затруднения в образовании притяжательных прилагательных (голова собакина, перо воронячье, вылез из шкафа вместо из-под шкафа, и др.)
• Затруднения в употреблении предложно-падежных конструкций.
К 6 годам почти полностью формируется произносительная сторона речи, дети уже правильно произносят все звуки родного языка. Исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, а так же звуков [р] - [рь], [л] - [ль]. В этом возрасте ребенок может, по необходимости, изменять как громкость речи, так и ее темп, использовать в полной мере интонационные средства выразительности.
К концу 6 годов отметьте для себя следующее:
• Ребенок должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Ребенок легко и с радостью произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово. Затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки.
• Может ли ребенок пересказать небольшой рассказ, составить по плану или по образцу рассказ из личного опыта, описательный рассказ о предмете, рассказ по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.
• Проверьте, может ли ваш ребенок последовательно и кратко излагать свои мысли как при выполнении заданий по просьбе взрослого, так и в повседневной обычной речи.
• Проверьте, свойственны ли речи вашего ребенка грамматические ошибки. Если ошибки допускает, то выявите характер ошибок.
• Проверьте, имеет ли ребенок нарушения в звукопроизношении. Если имеет, отметьте для себя, какие (отсутствие звуков речи, смешение звуков либо звуки звучат изолировано чисто, а ребенок не использует их в обиходной речи)В норме, у ребенка к 4-5 годам устанавливается правильное звукопроизношение, и если к этому возрасту не удалось скорректировать звукопроизношение по подражанию, то следует обратиться к логопеду.
Помните, что своевременное обращение к логопеду поможет Вашему ребенку избежать многих трудностей не только в школе, но и в дальнейшей жизни!
Комментариев нет:
Отправить комментарий